Совместный проект
  • Санкт-Петербургский
    государственный университет, факультет международных отношений, кафедра международных гуманитарных связей
  • Институт Управления Ресурсностью
    С 2005 года проводим обучение для компаний РФ и СНГ.
    Лицензия Комитета по образованию г. Санкт-Петербург № Л035-01271-78/01359922

    https://resursnost.ru/
Ресурсный коммуникатор в кросс-культурной среде
Студенты магистратуры кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета проходили практику в 2024 и 2025 году на базе "Института Управления Ресурсностью". Одной из задач для студентов было создание культурного ассимилятора со сложными с точки зрения кросскультурных коммуникаций.


Когда мы приезжаем в незнакомую среду, то мы испытываем стресс при адаптации.
Чтобы понять другую культуру




В данном тесте вам будут предложены ситуации, связанные с межличностным общением и возможными культурными различиями. Ваша задача — проанализировать описанный случай, выбрать наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа и объяснить свою позицию.
Обратите внимание: в некоторых ситуациях не существует однозначно "правильного" или "неправильного" поведения — многое зависит от контекста, культурных норм и личных ожиданий участников. Важно уметь видеть разные точки зрения и находить способы разрешения конфликтов через взаимопонимание и диалог.

Этот тест поможет вам понять, как различные культурные контексты и личные особенности влияют на восприятие общения и взаимодействия между людьми. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, где наши ожидания и восприятие могут различаться в зависимости от культурного фона, личного опыта и привычек.

В данном разделе вы будете рассматривать различные ситуации, в которых могут возникать недопонимания или конфликты. Вы сможете оценить действия участников ситуации и выбрать наиболее подходящий вариант ответа на предложенные вопросы. Обратите внимание на то, как ваше восприятие может отличаться от восприятия других, и подумайте о том, как можно улучшить коммуникацию для предотвращения конфликтов.
Протестируйте, как вы понимаете другие культуры
Культурный ассимилятор
Пройти
Ситуации 1 (помощь и инициатива):
Аливия, студентка, недавно переехавшая в Санкт-Петербург из другой страны. Ей удалось удачно интегрироваться в учебную среду и завести друзей. Однако у нее возникли трудности с заполнением документов на русском языке, и она поделилась своими переживаниями со своими местными друзьями, те посочувствовали ей. Подобная реакция расстроила Аливию, что вызвало непонимание у друзей, и их отношения стали более напряженными.
В чем вы видите причину конфликта?/ Можете ли Вы это объяснить?
Этот вариант ответа неправильный. Он исключает возможность дальнейшего общения и возможность предотвращения конфликта.
Вы выбрали ответ “В” -
Этот вариант ответа неправильный. Он исключается чувства одной из сторон, что приведет к непониманию и отсутствия возможности для решения конфликта.
Вы выбрали ответ “С”- Этот вариант ответа предполагает возможность решение дружеского конфликта.
Аливия, выросла в месте, где считается правильным и допустимым проявлять инициативу и предлагать свою помощь или советы. В то время как для друзей советы и помощь без озвученной просьбы друга могут оказаться навязанными и нарушать личные границы человека. Стоит учитывать разные контексты и уточнять нужна ли человеку поддержка. 
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуация 2: Алсу, недавно переехала в Россию. Ее удивило, что люди часто говорят прямо и открыто, даже если это может прозвучать грубо. Они не стесняются выражать недовольство или спорить — будь то с учителем, начальником или просто с незнакомцем в транспорте.
В ее культурной среде, вежливость и сдержанность ценятся больше.
Какой совет вы можете дать исходя из своего опыта, чтобы помочь Алсу? Как ей следует реагировать, при этом не вступать в конфликт?
Вы выбрали вариант “А”-
Это поможет Алсу адаптироваться к новой культуре. Прямота может быть воспринята как честность и открытость, что в свою очередь может укрепить отношения.
Вы выбрали вариант “В”-
Данная позиция может привести к недопониманию, так как её вежливость может быть воспринята неискренность. Важно понимать контекст общения.
Вы выбрали вариант ответа “С”-
Этот вариант ответа может вызвать негативную реакцию и непонимание, так как в России прямота считается нормой. Со стороны, может показаться, что Алсу не принимает новую культуру.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуация 3:
Иностранец из Гвинеи некоторое время живет в Санкт-Петербурге и замечает, что люди не проявляют инициативу в общении, даже если живут рядом. В то время как в его стране, соседи воспринимаются как часть семьи и охотно интересуются делами друг друга. Что вы ему посоветуете?
Вы выбрали вариант ответа “А”-
Данный вариант ответа является хорошей первоначальной стратегией для понимания того, что каждая культура имеет свои нормы общения, и избежать чувство одиночество. Это позволит сосредоточиться на том, что вызывает положительные чувства в новой среде.
Вы выбрали вариант ответа “В”-
Этот вариант ответа верный.
Инициатива в общении может привести к позитивным изменениям. Возможно, ваши соседи будут рады завести новые знакомства, и это может создать более теплую атмосферу.
Вы выбрали вариант ответа “С”-
Этот вариант ответа неверный. Данная позиция может привести к чувству изоляции и недовольства. Игнорирование культурных различий может ограничить возможности для интеграции в новое общество.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуация 4: У иностранных студентов из Китая возникли трудности при интеграции в учебный процесс. Большая часть заданий требует командной работы между одногруппниками.
Для китайских студентов такой формат непривычен и осложнен языковым барьером. 
Какие варианты ответа вам кажутся наиболее оптимальными для выстраивания успешной коммуникации и общения между китайскими и российскими студентами?
Вы выбрали ответ “А” -
Этот вариант ответа правильный. Участие в учебном процессе, поможет иностранным студентам не только в лучшем понимании материалов и заданий, но также и в укреплении общения с другими студентами .
Вы выбрали ответ “В”-
Этот вариант ответа является оптимальным на начальных этапах учебного процесса. Совместными усилиями можно достичь хорошего результата, однако он ограничивает общения с русскоговорящими студентами и языковую практику.
Вы выбрали ответ “С” -
Этот вариант ответа исключает возможность обучения в процессе адаптации. Теоретические аспекты безусловно важны, однако практика позволяет закрепить материал. Некоторые культурные паттерны проявляются только при общении.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуация 5: Иностранные студенты из Китая столкнулся с трудностями коммуникации при обращении с преподавателям и своими одногрупнниками. Поведение местных студентов при общении с преподавателями и между собой кажется им менее уважительным, более фамильярным.
Как вы можете это объяснить? Чем это может быть связано?
Вы выбрали вариант ответа А -
Этот вариант ответ неправильный, потому что не учитывает культурный контекст.
Вы выбрали вариант ответа В-
Этот вариант ответа верен. Поведение местных студентов кажется непривычным в силу культурных традиций. В Китае образ учителя очень почитаем и уважаем, требует к себе особой формы обращения.
В то время как обращение просто по имени может восприниматься как нечто нарушающие нормы приличия.
Вы выбрали вариант ответа С-
Этот вариант ответа тоже верен, он предполагает возможность для улучшения коммуникации. Для А также возможность более подробного знакомства с другой культурой.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуация 6:
Представьте, что вы работаете в ресторане, и вам нужно принять заказ у группы китайцев. Блюд в заказе меньше, чем ваших посетителей. Чтобы не допустить ошибки, вы уточняете количество порций, клиенты говорят, что всё верно, но вы всё ещё допускаете возможность недопонимания. Что стоит сделать в этой ситуации?
Вы выбрали вариант ответа А -
Вам не стоит пытаться указать посетителям на их ошибку, скорее всего они сознательно заказали меньшее число порций. Китайцы любят делиться едой: когда подают блюдо, они обычно пробуют его все вместе, а не заказывают каждому своё.


Вы выбрали вариант ответа В-
Это наиболее оптимальный вариант с учетом культурных различий. Китайцы любят делиться едой: когда подают блюдо, они обычно пробуют его все вместе, а не заказывают каждому своё.
Вы выбрали вариант ответа С-
Китайцы любят делиться едой: когда подают блюдо, они обычно пробуют его все вместе, а не заказывают каждому своё. Если вы уже уточнили число порций, то не стоит искать ошибку в подсчетах посетителей.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуация 7:
Иностранный студент из Китая столкнулся с непривычной для него ситуацией. Незнакомый человек подошел к нему и просили сигарету. Иностранец был очень смущен и растерян. Как ему следует поступить в данной ситуации?
Вы выбрали вариант “А”-
Это вариант ответа может прозвучать слишком резко и вызвать недовольство.

Вы выбрали вариант ответа “В”-
“Извините у меня нет сигарет”, - это вежливая форма отказа, которая позволяет сохранить дистанцию и не создавать лишних неудобств.
Вы выбрали ответ “С”
Этот вариант ответа может быть воспринят положительно окружающими. Однако стоит помнить, что это всего лишь просьба и вы не обязаны делиться, если вы не хотите.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуация 8:
Иностранный студент из Судана приехал в гости к своему русскому другу и его семье. После ужина мама друга предлагает выпить немного вина, но иностранец отказывается.
Как стоит воспринимать этот отказ?
Как правило, от угощения не отказываются, поэтому сам отказ — случай крайне редкий и считается тяжёлой обидой.
Однако в данном случае важно учитывать, что Судан – преимущественно мусульманская страна. Поэтому, чтобы быть действительно хорошими хозяевами, стоит уточнить у иностранного гостя, придерживается ли он религиозных взглядов.
Наиболее правильным в этом случае будет вариант С
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуация 9:
В Рамадан, две мои одноклассницы держали пост. Им весь световой день нельзя пить и есть. Одна из них решила соблюдать всё полностью по правилам и ещё и музыку перестала слушать.
Мои русские одноклассницы не поняли, как она могла пропустить дискотеку в конце четверти. Я постаралась объяснить, что это продиктовано религиозными взглядами, но они всё равно не поняли.
Что стоит сделать в этой ситуации?
Вы выбрали ответ А-
Это верный ответ. В период рамадан мусульмане могут есть и пить только в определенный временной промежуток. Некоторые также в данный период отказываются от прослушивания музыки и т.д. Стоит проявлять уважение к иной вере и культуре. Для людей, которые находятся в кросскультурной среде особенно важно взаимопонимание и уважение.
Вы выбрали ответ В-
Лучше не усугублять недопонимание. Не нужно навязывать другим людям своё мнение, но донести причину того или иного поведения очень важно.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ситуаци 10:
Девочка переехала из небольшого поселка в город*. После завтрака в школе она сложила руки в лодочку и поднесла их к лицу произнеся «Аллах Акбар» (перевод: Аллах велик). Её новые одноклассники посмотрели на неё крайне осуждающе.
Как бы вы посоветовали поступить ей в следующий раз?
* Ситуация происходит в городе на границе с Казахстаном, там очень высокий процент этнического населения (казахов). В казахской культуре, в связи с влиянием ислама, после трапезы принято благодарить Аллаха словами «Аллах Акбар» (перевод: Аллах велик).
Вы выбрали вариант ответа А -
С точки зрения сохранения и репрезентации культуры это неправильный вариант. Неправильно отказываться от своих традиций в угоду чужим взглядам (Важно учитывать, что поведение не должно быть провокационным или нарушающим чужие традиции. В данном случае именно одноклассники респондента повели себя некорректно. С учётом этно-культурной среды, в которой они проживают, стоит быть более внимательными и терпимыми к таким вещам)
Вы выбрали вариант ответа В-
Это наиболее оптимальный вариант, который направлен на преодоление всех недопониманий. Объяснение культурных различий - важный шаг на пути к выстраиванию межкультурного взаимодействия. Все участники этого примера могут остаться при своих мнениях, но найти компромисс.
Вы выбрали вариант ответа С-
Объяснение культурных различий - важный шаг на пути к выстраиванию межкультурного взаимодействия. Сохранение недопонимания может привести к открытому конфликту между сторонами, поэтому игнорирование проблемы, пожалуй, самый худший вариант развития событий.
Дальше
Проверить
Узнать результат
?
?
Пройти ещё раз
??
??
Пройти ещё раз
???
???
Пройти ещё раз
Оставьте вашу ситуацию с вариантами поведения