Когда мы показываем эту таблицу участникам следующих тренингов и спрашиваем их о том, что у них откликается, какие пункты отражают ситуацию на их рабочем месте, то мы получаем ответ: «ВСЕ!»
И это неудивительно, ведь в школе, в ВУЗе мы изучаем предметы, а коммуникативную грамотность познаем в процессе жизненной практики, набивая шишки, переживая, теряя…
А, между тем, человек с древних времен разрабатывает «коды», помогающие ему в коммуникации. Ведь грамотная коммуникация – это условие выживания: умение договориться там, где никто не может, умение убедить делать по-другому, способность получить информацию именно в нужном объеме и в срок вас устраивающий!
Прогресс науки и техники обеспечил нас множеством каналов связи. Мы уже не можем представить свою жизнь без WhatsApp, Viber и Telegram, при этом устные коммуникации оставляют желать лучшего.
Почему? Пользоваться мессенджерами – дело техники, а вот сформулировать вопрос грамотно, да еще и сделать его «умным» - это дело непростое только потому, что нужно остановиться, подумать, как мы говорим, «включить голову», то есть войти в так называемое «состояние осознанности».
Если мы это не сделали, мозг за нас сам решает, что говорить и какую реакцию выбрать: он на автомате из своих «запасов» выбирает ему известный образец формулирования или реагирования.
Более того, мозг стремится к автоматическому реагированию, так как на автоматическую реакцию энергии нужно значительно меньше, чем на осознанную реакцию.
«Что же делать?», - спросите вы.
Думать и познавать законы коммуникации.
Коммуникация – процесс интеллектуальный.
Задумайтесь над таким вопросом: когда мы формулируем самый простой вопрос или просьбу – важно или нет, как мы это сделаем?
К примеру, обмениваясь с приятелем информацией, мы заканчиваем разговор фразой: «Давно не виделись, надо встретиться!»
В этом случае, что удивительно, оба согласны, но мы-то с вами знаем, что встреча, скорее всего, не состоится, ведь время и место не обозначены, «послание» крайне неопределенное.
Получается, даже в такой безобидной ситуации мы попадаем в коммуникативную ловушку.
Таких ловушек много. Вот некоторые , наиболее распространенные:
- додумывание при отсутствии полной информации
- искажение сказанного из-за уже сложенной картинки мира по вопросу и нежелания слушать с интересом
- манипуляция вместо взаимодействия на равных (паритетной беседы), к примеру, из-за страха потерять контроль, показаться слабым
- эмоциональное реагирование, аргументация из своей „картинки мира“… и другие.
Понятие «деловая коммуникация» означает взаимодействие в сфере официальных отношений, целью которого является решение конкретных задач, достижение определенных результатов, оптимизация какой-либо деятельности. Также в этой статье мы говорили о ключевых словах данного определения.
В результате их анализа мы выделили 7 ключевых фокусов внимания, удерживая которые в процессе деловой коммуникации, вы, скорее всего, получите нужный вам результат:
1. Осознавайте цель, предмет, наилучший желаемый результат разговора: в ситуации обсуждения, влияния на решение, инструктажа и др.
2. Грамотно передавайте и получайте информацию
3. Проясняйте потребность партнера/клиента: формулируйте эффективные вопросы для сбора информации, уточнения, прояснения
4. Управляйте диалогом, дискуссией, совещанием: развивайте навык фасилитации
5. Подводите итоги - обеспечивайте и фиксируйте обратную связь, акцентируйте на нужном вам результате
6. Влияйте: Cоблюдайте Push/Pull баланс. Аргументируйте из картинки мира партнера
7. Управляйте эмоциями
Остановимся на каждом из 7 пунктов, разберем их подробнее.
Для начала, сравните два SMS сообщения от одного и того же человека. Второе сообщение пришло через 3 мин.