Блог
Чему учатся руководители
В июле 2025 года СберУниверситет опубликовал любопытное исследование — «Образование взрослых: что нового», в котором назвал 9 трендов, задающих вектор развития в образовании.
Основной посыл: мир переживает радикальную перестройку. В эпоху ИИ меняется роль человека, его мышление и идентичность. В этих условиях трансформируется и функция образования взрослых: кроме передачи знаний появляется функция переопределения себя и адаптации к изменениям.

9 трендов сгруппированы в три направления:
  1. Чему учиться (предмет)
  2. Как учиться (метод)
  3. С кем учиться (среда обучения)

Для нас особенно интересны тренды в теме «Чему учиться», фиксирующие, как изменяется подход к развитию человека.
Сформулированы следующие три тренда:
  1. Переизобретение себя: от знаний к смыслам
  2. Skills First: навыкоцентричное обучение
  3. Радикальный фокус на практику

Что меняется в подходе к развитию человека

От передачи информации обучение переходит к пересборке роли и идентичности.
Обесцениваются «знания ради знаний» — важнее становится умение учиться и освоение конкретных навыков.
Обучение становится способом «достроить себя под новую реальность», ориентируясь на ценностные и навыковые ориентиры.
Задача образования теперь — не просто передавать знания и навыки, а создавать среду, которая помогает ответить на вопросы:

«Кто я?»
«Чего я хочу?»
«Что для меня важно?»


Такая среда помогает найти новые смыслы и мотивацию к развитию, лучше понимать себя, осознать интересы и мотивы, заглянуть за горизонт и сформулировать новые вопросы.
При этом растёт значение инструментов самоопределения — коучинга, менторинга и рефлексии.


Как компании внедряют культуру мышления роста

В исследовании приведены примеры того, как лидерские инновационные компании внедряют в мышление и работу руководителей установку на рост — Growth Mindset Culture («Культура мышления роста»).
При этом 74% L&D-лидеров заявляют, что развитие growth mindset важнее, чем технические навыки.

Microsoft проводит стратегическую переориентацию на growth mindset, направленную на переход от позиции «всё знаю» к позиции «всему научусь».
  • Запущено практическое обучение руководителей и сотрудников поведению growth mindset в рабочих условиях.
  • Постоянно измеряются результаты внедрения мышления роста по конкретным критериям.
  • Реализована инициатива Learning Day — регулярные дни обучения без рабочих задач, направленные на понимание себя, развитие эмоционального интеллекта, восстановление ресурса и возвращение к себе.

Unilever проводит лидерскую программу по осознанному поиску смысла в работе, личной глобальной цели и сопоставлению собственных ценностей с целями компании.
Kaospilot обучает предпринимательству, лидерству и дизайну будущего на основе вопросов, а не ответов, декларируя принцип:
«Мы не учим быть кем-то — мы создаём пространство, в котором человек сам выбирает, кем стать».

Опыт, созвучный практике обучения руководителей

Исследование СберУниверситета интересно и потому, что оно во многом созвучно нашему практическому опыту обучения руководителей.
У нас эта система также проходит через несколько ступеней.

1-я ступень: обучение для кадрового резерва и начинающих руководителей

В последние годы мы сфокусировали эту подготовку на практической отработке лидерских и менеджерских инструментов операционного руководства, что напрямую соответствует трендам навыкоцентричного обучения и фокуса на практике.
Это обучение помогает начинающим руководителям и специалистам, не получившим управленческого образования, с нуля освоить базовые управленческие навыки:
  • организацию рабочего процесса и управление подразделением;
  • использование элементов проектного подхода при планировании и реализации задач;
  • эффективные коммуникации и переговоры;
  • формирование и развитие команды;
  • управление эмоциональным состоянием и стрессом в рабочих ситуациях.

2-я ступень: программа «Мастерская ресурсного управления»
Эта программа направлена на повышение управленческой квалификации опытных руководителей и перекликается с трендом «Переизобретение себя: от знаний к смыслам».
Фокус участников сосредоточен на:
  • осмыслении личных и профессиональных целей;
  • проработке индивидуального пути развития;
  • формулировании личной стратегии на перспективу;
  • освоении инструментов перевода мечты в реальный проект изменений.
Подробнее о Мастерской: https://resursnost.ru/masterskaya6

Создание развивающей среды
Как и в исследовании СберУниверситета, важнейшим элементом успеха является создание дружественной развивающей среды.
Такую роль выполняет сообщество участников и выпускников Мастерской.
На условной 3-й ступени выпускники программы становятся волонтёрами-наставниками для новых потоков.
Это позволяет им повторить и углубить материал, закрепить навыки наставничества и управления командой.
Сообщество обеспечивает участников:
  • взаимной поддержкой и консультированием,
  • экспертной помощью от ведущих и наставников,
  • атмосферой обмена опытом и ростом.

4-я ступень: подготовка трекеров
Запущена программа подготовки трекеров — специалистов по индивидуальному сопровождению личного и профессионального развития.
Трекер работает в паре с участником: помогает сформулировать личную цель и прийти к её реализации, ускоряя движение по треку развития.

В сообществе постоянно идёт активная учебная жизнь: проводятся мастермайнды, обсуждаются управленческие ситуации, участники обмениваются опытом и лучшими практиками.
В целом, как отмечено в исследовании Сбера, обучение становится процессом «переопределения себя».
Участники расширяют осознавание своих целей, приоритетов и жизненного пути.
Это способствует осознанным стратегическим решениям, ориентированным на личные ценности и вызовы меняющейся бизнес-среды.