В июле 2025 года
СберУниверситет опубликовал любопытное исследование —
«Образование взрослых: что нового», в котором назвал
9 трендов, задающих вектор развития в образовании.
Основной посыл:
мир переживает радикальную перестройку. В эпоху ИИ меняется роль человека, его мышление и идентичность. В этих условиях трансформируется и функция образования взрослых: кроме передачи знаний появляется функция
переопределения себя и адаптации к изменениям.
9 трендов сгруппированы в три направления:
- Чему учиться (предмет)
- Как учиться (метод)
- С кем учиться (среда обучения)
Для нас особенно интересны тренды в теме
«Чему учиться», фиксирующие, как изменяется подход к развитию человека.
Сформулированы следующие три тренда:
- Переизобретение себя: от знаний к смыслам
- Skills First: навыкоцентричное обучение
- Радикальный фокус на практику
Что меняется в подходе к развитию человекаОт передачи информации обучение переходит к
пересборке роли и идентичности.
Обесцениваются «знания ради знаний» — важнее становится
умение учиться и освоение конкретных навыков.
Обучение становится способом
«достроить себя под новую реальность», ориентируясь на
ценностные и навыковые ориентиры.
Задача образования теперь — не просто передавать знания и навыки, а
создавать среду, которая помогает ответить на вопросы:
«Кто я?»
«Чего я хочу?»
«Что для меня важно?»
Такая среда помогает найти новые смыслы и мотивацию к развитию, лучше понимать себя, осознать интересы и мотивы, заглянуть за горизонт и сформулировать новые вопросы.
При этом растёт значение инструментов самоопределения —
коучинга, менторинга и рефлексии.
Как компании внедряют культуру мышления ростаВ исследовании приведены примеры того, как лидерские инновационные компании внедряют в мышление и работу руководителей установку на рост —
Growth Mindset Culture (
«Культура мышления роста»).
При этом 74% L&D-лидеров заявляют, что развитие
growth mindset важнее, чем технические навыки.
Microsoft проводит стратегическую переориентацию на
growth mindset, направленную на переход от позиции «всё знаю» к позиции «всему научусь».
- Запущено практическое обучение руководителей и сотрудников поведению growth mindset в рабочих условиях.
- Постоянно измеряются результаты внедрения мышления роста по конкретным критериям.
- Реализована инициатива Learning Day — регулярные дни обучения без рабочих задач, направленные на понимание себя, развитие эмоционального интеллекта, восстановление ресурса и возвращение к себе.
Unilever проводит лидерскую программу по осознанному поиску смысла в работе, личной глобальной цели и сопоставлению собственных ценностей с целями компании.
Kaospilot обучает предпринимательству, лидерству и дизайну будущего
на основе вопросов, а не ответов, декларируя принцип:
«Мы не учим быть кем-то — мы создаём пространство, в котором человек сам выбирает, кем стать».
Опыт, созвучный практике обучения руководителей Исследование СберУниверситета интересно и потому, что оно во многом
созвучно нашему практическому опыту обучения руководителей.
У нас эта система также проходит через несколько ступеней.
1-я ступень: обучение для кадрового резерва и начинающих руководителейВ последние годы мы сфокусировали эту подготовку на
практической отработке лидерских и менеджерских инструментов операционного руководства, что напрямую соответствует трендам
навыкоцентричного обучения и
фокуса на практике.
Это обучение помогает начинающим руководителям и специалистам, не получившим управленческого образования, с нуля освоить базовые управленческие навыки:
- организацию рабочего процесса и управление подразделением;
- использование элементов проектного подхода при планировании и реализации задач;
- эффективные коммуникации и переговоры;
- формирование и развитие команды;
- управление эмоциональным состоянием и стрессом в рабочих ситуациях.
2-я ступень: программа «Мастерская ресурсного управления»Эта программа направлена на
повышение управленческой квалификации опытных руководителей и перекликается с трендом
«Переизобретение себя: от знаний к смыслам».
Фокус участников сосредоточен на:
- осмыслении личных и профессиональных целей;
- проработке индивидуального пути развития;
- формулировании личной стратегии на перспективу;
- освоении инструментов перевода мечты в реальный проект изменений.
Подробнее о Мастерской:
https://resursnost.ru/masterskaya6Создание развивающей средыКак и в исследовании СберУниверситета, важнейшим элементом успеха является
создание дружественной развивающей среды.
Такую роль выполняет
сообщество участников и выпускников Мастерской.
На условной 3-й ступени выпускники программы становятся
волонтёрами-наставниками для новых потоков.
Это позволяет им повторить и углубить материал, закрепить навыки наставничества и управления командой.
Сообщество обеспечивает участников:
- взаимной поддержкой и консультированием,
- экспертной помощью от ведущих и наставников,
- атмосферой обмена опытом и ростом.
4-я ступень: подготовка трекеровЗапущена программа подготовки
трекеров — специалистов по индивидуальному сопровождению личного и профессионального развития.
Трекер работает в паре с участником: помогает сформулировать личную цель и прийти к её реализации, ускоряя движение по треку развития.
В сообществе постоянно идёт
активная учебная жизнь: проводятся мастермайнды, обсуждаются управленческие ситуации, участники обмениваются опытом и лучшими практиками.
В целом, как отмечено в исследовании Сбера, обучение становится процессом
«переопределения себя».
Участники расширяют осознавание своих целей, приоритетов и жизненного пути.
Это способствует
осознанным стратегическим решениям, ориентированным на личные ценности и вызовы меняющейся бизнес-среды.